1. Главная
  2. Почитай

Ролью в "АЛЖИРе" хотела отдать дань моему казахскому народу, доброму и отзывчивому

Интервью на тему ✅ Ролью в "АЛЖИРе" хотела отдать дань моему казахскому народу, доброму и отзывчивому ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Наталья Аринбасарова не нуждается в представлении и тем более в пиаре. У нее десятки сценических имен, и каждый из нас помнит свое, полюбившееся с детства или уже в зрелом возрасте: Алтынай, Маншук, Айжан, Камшат, Катира, Байлам. Во всех этих женщин вдохнула жизнь одна-единственная, сумевшая и в преклонном возрасте оставаться на высоте и быть востребованной.

Жена трех и мать двух талантливых режиссеров, Наталья Аринбасарова никогда не ассоциировалась только со знаменитыми родственниками. Она была и остается самобытной актрисой, затмившей звезд мировой величины, запомнившейся лучшими образами из фильмов, ставшей практически именем нарицательным. 24 сентября наша Наташа отмечает день рождения. Мы пригласили Наталью Утевлевну в преддверии ее личного праздника, чтобы поговорить о кино и вообще обо всем на свете с, пожалуй, самой известной казахской актрисой.

TENGRINEWS:

Наталья Утевлевна, судя по вашему расписанию, человек вы очень занятой. Над чем сейчас работаете, где снимаетесь?

Наталья Аринбасарова

Я не очень занятой человек, просто так получилось (скромничает актриса - прим.). Летом же вся работа. В августе начинаются съемки в большом шестнадцатисерийном сериале. Сейчас идет подготовка, репетиции, примерка костюмов.

А вообще, я снимаюсь уже только тогда, когда мне это доставляет удовольствие. Уже не очень хочется сниматься, потому что это я раньше играла героинь, главные роли. От качества моей работы зависело качество фильма. Сейчас роли уже небольшие, но мне доставляет огромное удовольствие играть старушек разного характера - и боевых, и нежных, и добрых. И можно уже не думать, с какого ракурса тебя снимают, как ты выглядишь, а думать только о характере.


Фото с сайта kulturologia.ru

Всю жизнь я играла роли драматические, где все время приходилось переживать, плакать. А сейчас я стараюсь использовать свои комедийные способности, если они у меня есть (смеется). Дочка говорит: "Мама, ты хорошая комедийная актриса". Сериал, о котором я сказала выше, как раз она снимает. Не буду название пока говорить, не знаю, можно ли. Довольно большая роль, вчера вот костюмы потрясающие предложила художница.

TENGRINEWS:

Помимо работы в кино, чем-нибудь еще занимаетесь?

Наталья Аринбасарова

Меня часто приглашают на телевидение. Моя жизнь началась с фильма "Первый учитель", айтматовская героиня. И Чингиз Торекулович как бы через всю жизнь со мной проходит. Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, замечательного композитора, предложила несколько лет назад сделать программу: я читаю поэтическую прозу Чингиза Торекуловича, а в перерывах звучит органная музыка, но не только авторства Таривердиева. Он дружил с Чингизом Айтматовым, у него много произведений на восточную тему.


Наталья Аринбасарова в роли Алтынай в фильме "Первый учитель". Фото ©РИА Новости

Но там и Римский-Корсаков, и Бородин, и японские композиторы. Это очень интересный концерт. Причем самый первый был в Астане (прим. - Нур-Султан). Конечно, концерт не для всех. Наверное, для тех, кто любит музыку, орган, хорошую литературу. К сожалению, этот концерт мы можем давать только в тех городах, где есть органный зал, чаще всего это бывает в соборах. Все-таки нас пригласили даже в Японию, мы там давали один концерт. А за это нам подарили недельное пребывание там. Вот такая концертная у меня деятельность.

Ну и, конечно, для меня семья очень важны, мои дети. А сейчас у меня уже есть маленький внук Тимур, которому два года и четыре месяца. Егор (прим. - Егор Кончаловский, сын Натальи Аринбасаровой) его назвал в честь Тамерлана. Это моя любовь. Мне кажется, что я вернулась на пятьдесят лет назад, потому что он очень похож на Егора маленького. Это доставляет мне огромную радость. Когда мои дети росли, я тогда много работала, уезжала в экспедиции. И у меня не было возможности вот так подробно наблюдать, как день ото дня ребенок меняется.

TENGRINEWS:

С чего началась ваша работа в сериале "АЛЖИР"? Дети посоветовали или режиссер сам нашел вас?

Наталья Аринбасарова

Снимал этот фильм Александр Касаткин, очень серьезный, вдумчивый режиссер. Страшно переживал за все, что происходило на площадке. Он однокурсник моей дочки Кати (прим. - Екатерина Двигубская, режиссер), они вместе учились на высших режиссерских курсах. Катя сказала: "Мама, соглашайся. Это очень хороший режиссер". И я сразу согласилась. Не было никаких проб. Я играла старуху Байлам, которую все немножко побаивались. Может, она занималась шаманскими делами и за это ее посадили. В общем, она пользовалась авторитетом среди заключенных. И даже страшные уголовницы, которые всех мучили, ее не трогали. Моя линия потом обрывается. Наверное, она отсидела свое и ее выпустили. Должна сказать, что эта тема мне всю жизнь была страшно интересна.


Кадр из сериала "АЛЖИР"

(...) И, конечно, я много слышала о страшных репрессиях. Даже директор интерната, где я жила, когда училась в хореографическом училище Большого театра, однажды сказала мне во время прогулки по Лубянке: "Наташенька, только ты никому не говори. Но ты знаешь, ведь сколько этажей этот дом идет ввысь, столько же этажей он идет и вниз" (прим. - здание НКВД с 1934 г.).

Потом я помню, как к Сергею Владимировичу и Наталье Петровне Михалковым приезжал в гости человек, который рассказывал, как его пытали в этих застенках, чтобы он донос на кого-то написал. Переломали все кости и сказали, что, если вы этого не сделаете, мы вольем вам керосин в кровь. По его словам, они это сделали и после всего он остался инвалидом. Не знаю, возможно ли вообще выжить после такого… Когда я это услышала, рыдала три дня. Все-таки очень трудно в такое поверить.

Еще у Натальи Петровны была подруга Нина Павловна Герасимова. Она мне тоже показывала свои фотографии и рассказывала, что была замужем за пролетарским поэтом Михаилом Герасимовым. Его арестовали, а ее сослали в Казахстан. Она была светская львица, в ее литературном салоне бывали Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Невероятной красоты женщина была, все эти голливудские дивы ей в подметки не годились. Именно она ввела в этот салон молоденькую Наташу Кончаловскую. И вдруг ее арестовывают, и она становится ЧСИРкой (прим. - член семьи изменника Родины). Сложно даже выговорить это страшное слово... (вздыхает)


Экспозиция из музейно-мемориального комплекса "АЛЖИР"

Когда я с ней познакомилась, она жила в нашем доме, готовила нам еду. Она рассказывала, как жили в АЛЖИРе. Говорит, если раздобудешь кусочек жира, его не ели, а мазали на лицо, чтобы как-то сохранить свою внешность. Она заразилась там бруцеллезом. Когда приехала в Москву, никто не пустил ее на порог, даже дочка. Помог ей Сергей Владимирович Михалков, выбил ей комнатку и к ее мизерной пенсии всю жизнь доплачивал деньги. Конечно, психически она уже была больной человек, сломленный. Закончила она плохо – выбросилась из окна… Эта тема для меня очень болезненная. Я была рада, что хотя бы на съемочной площадке я могу все это прочувствовать, прикоснуться к этому материалу.

TENGRINEWS:

Расскажите об актрисах, которые снимались с вами в "АЛЖИРе"

Наталья Аринбасарова

Замечательно играли актрисы: Катя Гусева, Даша Екамасова. Даша играла главную роль – Ольгу Павлову. Коршунова играла эту гадину уголовницу Аглаю. Потрясающая работа у Ольги Лапшиной, которая играла коммунистку Лазуркину. Несмотря на то что ее, такую преданную всем этим идеям, арестовали и посадили, она все равно продолжает верить, писать письма Сталину. Когда вдруг все это рушится, она просто умирает. Актрисы даже говорили, что хотят почувствовать, что это такое - быть грязными, не мыться, как те заключенные. Когда я увидела, с какой самоотдачей они играют, это поразило меня.


Наталья Аринбасырова и Дина Тасбулатова. Кадр из сериала "АЛЖИР"

Диночка Тасбулатова, казахстанская актриса, которая тоже снималась в этом фильме, очень помогала мне на съемках. Она замечательно играет, хоть у нее и была очень тяжелая роль. Ее там просто хватают в степи и бросают в лагерь вместо сбежавшей заключенной. А у нее маленький ребенок, набухает грудь, она страшно мучается. Байлам приносит ей щенка, чтобы он ей молоко как-то оттянул. В общем, замечательная актриса: красивая, молодая, статная. Я ей очень благодарна и желаю, чтобы у нее в кино было еще много-много ролей.

TENGRINEWS:

А вам удалось побывать в музее АЛЖИРа?

Наталья Аринбасарова

Этим летом нас с Егором пригласили быть международными наблюдателями на выборах, мы полетели в Казахстан. И я попросила отвезти меня на то место, где стоял АЛЖИР. Там находится мемориальный музей. Я увидела эти фотографии и вспомнила, что, оказывается, была знакома с какими-то из этих женщин. Мать писателя Василия Аксенова Евгения Соломоновна Гинзбург жила со мной в одном подъезде, актриса Данута Столярская, которая снималась в фильме "Песнь о Маншук", мать Майи Плисецкой, Наталья Сац, которая потом создала знаменитый одноименный театр… В общем, так много знакомых. А я и не знала, что они сидели и целый период их жизни был украден.


Музейно-мемориальный комплекс "АЛЖИР". Фото ©Мирхат Ажигалиев

Тяжело было сниматься. Я думала: ну скорей бы это закончилось. Несмотря на то что вечером я приезжала в хорошую гостиницу, принимала душ, психологически было тяжело все это переживать, играть эти сцены.


Музейно-мемориальный комплекс "АЛЖИР". Фото ©Турар Казангапов

TENGRINEWS:

Когда сериал уже вышел, вам понравилось?

Наталья Аринбасарова

Я его посмотрела. Моя подруга, очень добрая женщина, сказала: "Не буду смотреть. Неужели люди были такие звери? Это же наши люди!" А я говорю, ты понимаешь, эти надзиратели, попав в этот лагерь, тоже были наказаны, они тоже жили в тяжелейших условиях и были злобные.

Я сейчас вернулась из круиза, в котором мы посещали многие монастыри, в частности, в которых содержались заключенные. Нам рассказывали, что часто эти надзиратели были уже такие озверелые от всей этой жизни, что издевались, чтобы просто как-то развлечься: выставляли комарам на съедение, обливали ледяной водой, заставляли лезть в холодную прорубь. К сожалению, все это правда, так человек устроен. Смотреть этот фильм нелегко, но я считаю, что такие фильмы снимать надо, чтобы это не забыли, чтобы это никогда не повторилось.

TENGRINEWS:

Актеры, выходцы из советской школы, с теплотой вспоминают классическую актерскую школу, в которой они учились. Как вы считаете, актуальна ли она сейчас или у нового времени совсем другие требования?

Наталья Аринбасарова

Я думаю, что актуальна. Систему Станиславского никто не отменял. Каждый актер должен ее знать. Нам во ВГИКе все преподавали: и движение, и сценическую речь, и фехтование, учили нас падать и кувыркаться, ездить на лошадях. Актер должен уметь все! Я смотрю на современных актеров, они, кроме всего прочего, накачаны, у них прекрасные тела, потому что большая конкуренция, всем хочется сниматься. Поэтому школа актуальна.


Фото ©РИА Новости

TENGRINEWS:

Кто были вашими первыми и любимыми учителями?

Наталья Аринбасарова

Мне в этом смысле очень повезло. Сначала я училась в хореографическом училище Большого театра, где у меня были потрясающие учителя. Это был золотой век советского балета, великие балерины и танцовщики приходили к нам в училище и преподавали. Переодевались с нами рядом в раздевалках, шли в зал, так же потели, показывая нам движения, ругали нас, шлепали. Жесткая была школа, но это была великая школа. Я очень рада, что у меня в жизни было такое образование и такая подготовка. Вообще, говорили, что в то время, когда я училась, система обучения была такой же, как в Императорской балетной академии.


Фото с сайта kino-novosti.org.ua 

Галина Уланова к нам приходила, рассказывала, принимала экзамены. Дуэтно-классический танец у меня преподавал Леонид Жданов, муж Улановой, ее партнер. Он со мной готовил дипломный номер, па-де-де из балета "Тщетная предосторожность". Мне говорят: "У вас нет звездной болезни". Какая звездная болезнь может быть, когда такие великие люди были рядом? Когда мы, участвуя в спектакле, стояли за кулисами и слышали их дыхание, наблюдали, как они работают.

Ну и, конечно, Сергей Апполинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова – мои учителя уже в кино. Герасимов считался лучшим педагогом, половина советского кинематографа – его ученики. Кого ни назови - Гурченко, Лужина, Польских – все ученики Герасимова, великие актеры. А главное, что у них не было своих детей, поэтому мы были для них дети. Они все про нас знали: у кого кто родился, как назвали. Самое главное, что они учили нас не только профессии.

Помню, Тамара Федоровна мне сказала: "Наташенька, у тебя нет опасности переиграть, у тебя есть опасность недоиграть. У тебя такое чувство правды, ты не соврешь". И еще они в нас воспитывали людей, граждан своей страны. Апполинариевич всегда говорил: "Можете делать все, что захотите, кроме порнографии и контрреволюции" (смеется). Это был его лозунг. Очень приветствовал, когда ребята сами писали. Ему было интересно, кто на что способен, кто чем дышит, о чем думает.


Кадр из художественного фильма "Джамиля". Фото ©РИА Новости

Тамара Федоровна учила нас манерам. Меня, правда, этому в балетной школе научили. Но для учеников из провинции это было очень полезно. Во-первых, учила, как носить кринолин. Помните ее в фильме "Маскарад"? Как она там двигается – прелесть! Учила за столом себя вести, как обращаться с предметами. В общем, очень нужные вещи. Ну и, конечно, было приятно с ними общаться просто как с людьми.

Помню, когда снимался фильм "У озера", мы жили на Байкале. Каждый вечер ждали, пригласит ли нас Сергей Апполинариевич на ужин. Помню, как побежала в лес и нашла пень, усыпанный опятами. Собрала их быстро в подол, прибежала на площадку: "Сергей Апполинариевич, посмотрите, сколько грибов!" Он взял ведро, пошел со мной к этому пню, набрали ведра три этих опят. А вечером сам почистил их, помыл. И эти вечера, ужины, когда он угощал нас хорошим хересом, всегда начинались с рассказов. Это было незабываемое время. Наш курс считался очень интересным, звездный курс. Называли его "курс четырех Наташ": Наташа Гвоздикова, Наташа Белохвостикова, Наташа Бондарчук и Наташа Аринбасарова.


Актрисы Светлана Тома, Наталья Гвоздикова, Наталья Егорова и Наталья Аринбасарова. Фото ©РИА Новости

TENGRINEWS:

Что бы вы посоветовали молодым актерам, кроме как работать, работать и еще раз работать?

Наталья Аринбасарова

Я бы посоветовала все-таки выбирать, не соглашаться на все. Выбирать роли, где будет интересно. Как говорил Сергей Апполинариевич: "Когда ты за что-то берешься, всегда задавай себе вопрос, во имя чего ты творишь". Если вы будете об этом думать, никогда не ошибетесь. В "АЛЖИРе" мне было интересно показать, как казахи помогали во время войны, делились последними кусочками, чтобы люди не умерли с голоду.

Такая роль у меня была в фильме "Правосудие волков" по роману Владимира Кунина, где я играла дворничиху. Все эти дворники раньше были осведомителями, но она очень хорошей бабкой была. Выручила главного героя, когда его арестовал НКВД. Ворвалась туда, всех растолкала, наорала. В итоге они отпустили мальчика. У зрителей на этой сцене всегда восторг, аплодируют. Делилась она с этим русским мальчиком лепешкой, сахаром. Вот в этой маленькой роли я хотела отдать дань уважения моему казахскому народу, очень доброму, отзывчивому. Так они помогали выжить людям в трудные времена.

TENGRINEWS:

Чей совет вам запомнился на всю жизнь, и он до сих пор помогает вам?

Наталья Аринбасарова

В балетной школе со мной в одном классе училась Гаянэ Джигарханян, двоюродная сестра Армена Джигарханяна – очень умная, начитанная. Однажды она сказала фразу: "Пусть между целью и тобой грохочет всех морей прибой, посмеешь ль ты с пути свернуть?" И я взяла эту фразу за девиз своей жизни.

TENGRINEWS:

Вам интересна актерская тусовка или вы предпочитаете уединение?

Наталья Аринбасарова

Я очень люблю общаться с людьми. Тем более у нас круг очень интересный. Люблю ездить на фестивали, потому что там встречаешься с актерами, режиссерами, возникают новые идеи. Фильм "Молитва Лейлы" родился на "Киношоке" (прим. - открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии), на пляже. Мой друг, режиссер Сакен Нарымбетов, писал и читал мне сцены. Ну и, конечно, когда в Москве проходят какие-то мероприятия, я охотно бываю. Очень люблю выходить с детьми – с Егором и Катей. Было время, когда они были молодые, я выходила и как бы выводила их в свет, но теперь они меня выводят (смеется). Я живу за городом, поэтому очень приятно выходить на какие-то мероприятия, дефиле, выступления, концерты.

TENGRINEWS:

А фильмы какие смотрите?

Наталья Аринбасарова

Набегавшись за целый день с моим внуком Тимурчиком, вечером я падаю на диван и смотрю сериалы (смеется). Потому что моя дочь снимает в основном сериалы. Она у меня пишет, две книги вышли. Так вот она написала сценарий "Опасные танцы", использовав все, что я ей рассказывала о нашем балетном детстве. Она все вписала в свой сценарий, подала на конкурс и выиграла господдержку. Сняла этот фильм, год назад была премьера. Но в основном она снимает художественные сериалы. Причем не успевает закончить один, ей уже предлагают другой. Поэтому я должна быть в курсе всего, что происходит. Ну и просто расслабиться тоже нужно (улыбается).


Фото ©РИА Новости

TENGRINEWS:

Какой у вас любимый сериал?

Наталья Аринбасарова

Я люблю ретросериалы Валерия Тодоровского. Это уже настоящее, очень серьезное кино. Вообще, я думаю, что будущее за сериалами. Потому что люди мало стали ходить в кино. Что ему куда-то идти, когда он может лечь на диван и посмотреть фильм? Сейчас такие телевизоры, что можно в Интернет войти и по заказу посмотреть что угодно

TENGRINEWS:

Вообще, что сейчас происходит в киноиндустрии?

Наталья Аринбасарова

Сейчас все хотят работать, зарабатывать. Егор мне даже как-то сказал: "Знаешь, мам, иной раз пригласишь актера, а у него прямо баксы в глазах".

Многие молодые актеры снимаются сразу в нескольких фильмах. Я, например, никогда так не могла, даже в двух фильмах трудно сниматься. Я должна была полностью погружаться в роль. А они с поезда сразу на съемку, потом опять на поезд на другую картину, лишь бы заработать побольше. Такая сейчас жизнь, такие правила игры. Им же важно, какая у них машина, какая квартира. Все это понты, понимаете?

Мне это все не нравится. В современном кино трудно на площадке. Актеры репетируют, а режиссера нет рядом. Он где-то там сидит в каком-нибудь сарайчике или палатке за монитором и смотрит, как складывается кадр. Большая часть моей жизни прошла, когда с режиссером разговариваешь, от него получаешь энергию. Это было какое-то таинство, плетение кружев. Когда обсуждали, когда режиссер сидел под камерой и вдохновлял тебя своими глазами. Сейчас все это ушло, конвейер.


Фото ©РИА Новости

TENGRINEWS:

Смотрите казахстанское кино?

Наталья Аринбасарова

Сейчас совсем не знаю, что снимают. Очень мало смотрю. Давно не была на фестивале, но на "Киношок" Ирина Шевчук всегда приглашает казахстанских кинематографистов, и всегда фильмы берут призы. Например, наш фильм "Нежданная любовь", где я играю городскую старушку, в которую влюбился сельский старичок. Прелестный фильм, который дает надежду, что любовь в любом возрасте может случиться. За эту картину мы получили на фестивале пять призов. А я и Нуржуман Ихтимбаев – за лучшие роли. Иногда там удавалось что-то посмотреть, но я уже несколько лет туда не езжу, потому как внук (смеется). И это для меня самое важное.

TENGRINEWS:

С кем из своих режиссеров вы пошли бы в разведку?

Наталья Аринбасарова

Режиссеры такие, знаете… (смеется). Сколько было случаев, когда режиссер видит, что опасные кадры, но он не выключит камеру, не закричит: "Стоп!". Дожмет до конца. Помню, в фильме "Молитва Лейлы" Сакена Нарымбетова я играла тетю  Катиру. Это моя первая характерная роль, и я очень благодарна, что Сакен мне помог перейти на возрастные роли.

Я играла солдатку тетю Катиру, водителя грузовичка военного образца, который она ласково называла "Захарушка". И вот в степи этот Захарушка заглох у меня. Я начинаю заводить его заводной ручкой, и вдруг он поехал. По сценарию я его хватаю, и этот грузовик волочит меня по пыльной дороге. Ждали каскадера полдня, так он и не приехал. Я говорю: "Давайте я сама". А мне уже было 55 лет (улыбается).

Я вспомнила все эти пытки, когда конями разрывают человека. Этот грузовик волочил меня, а я как бы кричу по сценарию. Но самое страшное - это заводная ручка, которая вертелась у меня перед носом. Я думаю: "Если она выскочит, снесет мне лицо". А потом Сакен говорит: "Слушай, я так испугался, ты так орала". Ага, испугался, а "стоп" не сказал (смеется). Такие вот они, режиссеры. 

TENGRINEWS:

Вы ощущаете себя российской, казахской или, может быть, как это сейчас модно говорить, азиатской актрисой, европейской?

Наталья Аринбасарова

Я считаю себя советской актрисой. Я родом из той великой страны, которую мы потеряли. Эта великая эпоха ушла, и я надеюсь, навсегда. Но тем не менее я очень благодарна, потому что советская власть дала мне великолепное образование. Я благодарна Казахстану за то, что училась в Академическом хореографическом училище при Большом театре и Казахстан платил за наше обучение. Мы были на полном государственном обеспечении. Разве сейчас такое возможно?

Я счастлива, что мои дети прошли советскую школу. Я очень благодарна этому времени. Ну и, конечно, все мои значительные роли прошли в советском кино. Я, будучи казашкой, начала сниматься в Киргизии, многие думали, что я киргизка. Наверное, я переиграла все национальности: башкирку, якутку, бурятку, японку, китаянку. Снималась на всех киностудиях Советского Союза. Сейчас это все уже очень сложно. А работала я всю жизнь, больше двадцати лет на "Мосфильме". Мы были штатными сотрудниками, нам давали наряд, и мы его отрабатывали на разных киностудиях.


Фото ©РИА Новости

TENGRINEWS:

Все ваши бывшие мужья в свое время уехали кто куда. Почему вы остались? Почему не захотели последовать хотя бы за одним из них?

Наталья Аринбасарова

Когда я училась во ВГИКе, у нас же там иностранцы тоже учились. Были у меня поклонники, которые предлагали выйти за них замуж и уехать. Я говорила: "Нееет, я не променяю свою великую страну на вашу". Я не променяю свою страну ни на какую другую. Правда, когда я попала в Японию… Это удивительная страна. Такой порядок, такие люди деликатные. Тогда я подумала: "Если бы я знала японский язык, если бы я была там востребована, в этой стране я могла бы жить". А так нет.

Мужья уезжали в поисках чего-то, потом возвращались. Николай Львович Двигубский, мой второй муж, родился во Франции. Когда мы расстались, он туда и уехал. Прожил там в замке в Нормандии, у него была чудная жена Франсуаза. Но все-таки закончилось трагично, он застрелился. Эльдор Уразбаев (прим. - третий муж Натальи Аринбасаровой) ушел из жизни в Америке и завещал, чтобы его прах развеяли над океаном. Такие вот интересные судьбы.

TENGRINEWS:

То есть для вас это принципиальный вопрос? Хотя вроде бы эти принципы споткнулись однажды о Японию.

Наталья Аринбасарова

Ну, это я шучу, конечно. Мы так были воспитаны. И всегда, даже когда я в советское время ездила за границу на фестивали, недели советских фильмов, я очень гордилась своей страной.

TENGRINEWS:

Начиная с 1965 года вы, за редким исключением, снимались в одной и более картинах ежегодно вплоть до 2019 года. Как вы считаете, почему вы были и остаетесь так востребованы?

Наталья Аринбасарова

Не знаю (смущенно пожимает плечами). Вообще, я очень дисциплинированная. Кроме того, что я, наверное, неплохая актриса (смеется). Думаю, что со мной легко. Я не капризничаю, не требую себе определенных условий, как современные актрисы. А потом я всегда была очень работоспособна. Балетная школа научила нас умирать, но продолжать работать. В "Молитве Лейлы" у нас как-то была ночная съемка и очень сложные условия. Мы были в каком-то здании, которое продувалось со всех сторон. Я смотрю, все молодые уже попадали: один в одном углу спит, другой в другом. И сидим по струнке всю ночь только я и Баадур Цуладзе, актеры старшего поколения. Может быть, это ценят. Может, потому что я известная и даю какой-то статус фильму.

TENGRINEWS:

У вас есть любимая роль?

Наталья Аринбасарова

Моя самая-самая любимая роль - это Маншук Маметова. Я тогда была молоденькая, всего 22 года. Эта роль мне лично как человеку очень много дала. Мажит Бегалин (прим. - режиссер фильма "Песнь о Маншук") фронтовик, потерявший руку на фронте. Сами съемки были интересными, все было приближено к реальному. Я так уставала! Задымленные кадры, грязь, вся в земле, в копоти. Приходила со съемок в гостиницу и не было сил сразу мыться. Я падала на коврик у кровати, спала часа два и потом только вставала, чтобы принять душ. А главное, мы снимали в Беларуси, где полно воспоминаний о войне. Очень много памятников, музеев, танки стоят. Ощущение, что каждая пядь земли полита человеческой кровью. Ведь в Беларуси каждый четвертый погиб во время войны. Ну, и принесла мне эта роль больше всего наград (улыбается).


Кадр из фильма "Песнь о Маншук". Фото ©РИА Новости

TENGRINEWS:

Вы сами никогда не хотели попробовать себя в режиссуре?

Наталья Аринбасарова

Нет. Когда-то Нея Зоркая, кинокритик, преподававшая на высших режиссерских курсах, говорила мне: "Наташенька, мы для тебя держим место. Давай, поступай". Я сказала: "Нет, Неичка, не в свои сани не садись". Вот Катя у меня и Егор – оба лидеры, оба режиссеры. Так что я без работы не останусь (смеется)

TENGRINEWS:

Ваш первый супруг называл вас однажды чистым листом. Вы себя чувствовали такой на тот момент?

Наталья Аринбасарова

Тогда мы уже поженились и закончили съемки "Первого учителя". Был Новый год, и Андрей (прим. - Андрей Кончаловский, режиссер) отправил меня в Москву пораньше. Написал что-то на листочке, сложил его вчетверо и сказал: "Передай моей маме, но дай слово, что не прочитаешь". Я приехала и отдала маме, так и не прочитав. Потом прошло много лет, и мама сама рассказала мне, что там он написал: "Посылаю тебе чистый лист бумаги. Что мы на нем напишем, то и будет".


Наталья Аринбасарова и Андрей Кончаловский. Фото с сайта biographe.ru

 

Сейчас эту фразу немного исковеркали. Я была совсем молоденькая, мне только исполнилось 18 лет. Но и тогда я уже не была чистым листом, у меня была за плечами школа, академическое образование – история театра, балета, музыкальная литература, всех композиторов изучали, широкое образование было, кроме школьных предметов. Но я была совершенно не искушенным человеком, в этом смысле я была чистым листом.

TENGRINEWS:

Последний, возможно, немного лиричный вопрос. В 1966 году вы получили приз за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале "Золотой кубок Вольпи", обойдя саму Джейн Фонду, что на тот момент было просто поразительно. В этом же году родился ваш первенец, сын. Можете ли вы сказать, что 1966 год был самым лучшим в вашей жизни?

Наталья Аринбасарова

Никогда об этом не думала, но вот сейчас вы задали мне вопрос, и я теперь думаю, что да. Мне тогда исполнилось всего 20 лет. В начале года у меня родился долгожданный Егор, а в конце, в сентябре - кстати, в сентябре у меня еще и день рождения – я получила этот кубок за лучшую женскую роль. Никак не ожидала и ни на что не рассчитывала. Там такие претендентки были! Не только Джейн Фонда, но и Джулия Кристи, и Игрид Тулин. Вообще, они все великие. Этот год получился очень счастливый, очень!

Интервью записано посольством Казахстана в России




Join Telegram